Главная » Grand-otel-budapesht-na-desert
24.02.2015

“Гранд Отель Будапешт” – на десерт!

Насмотрелись «Оскара» вчера? Мы – тоже…
Сразу хочу заметить, что за последние 10 лет – это было самое правильное с точки зрения киноискусства награждение. Политкорректность, видимо, осточертела даже киноакадемикам. Или, скажем так, в этом сезоне было, что смотреть и не пришлось тянуть за уши до великой победы «Сельму», даже несмотря на присутствие Опры. Дали скромный Оскар за песню, зал всплакнул и принялся веселиться дальше, смотря, как раздают награды тем, кто их, действительно, заслужил. Ура, товарищи! Здравый смысл и любовь к искусству победили! Да и «Birdman» обойти, по-моему, было практически невозможно.
Ну, церемонию все смотрели. Оглашать список нет смысла. Чего зря время терять? У нас его итак немного. Перейдем к делу! В своей оскаровской гонке мы, замученные хаккерами, так и не успели выдать на гора рецензии на фильмы, о которых очень хотели рассказать. Восполним же пробел уже после драки. Почему бы не помахать кулаками-то? Еще свежи впечатления от церемонии…
Итак, фильм, не получивший Best Picture, но о котором стоит рассказать.

В первые десятилетия ХХ века Гранд отель «Будапешт» в Зубровке (загадочная страна с таким приятным русскому сердцу названием где-то в Восточной Европе) переживал свои лучшие годы. От богатых постояльцев не было отбоя, а простым смертным приходилось бронировать номера за много месяцев до въезда. Период расцвета был напрямую связан с легендарным консьержем Густавом Х. (Рэйф Файнс, если кто не помнит, то это Вольдеморт из Гарри Поттера), умеющим найти подход к любому клиенту. Основная масса посетителей – одинокие дамы преклонного возраста. Мсье Густав становится их спасителем во всех смыслах этого слова: с ним можно и поговорить, и прогуляться и даже переспать. Не поймите превратно! Он не корысти ради! Все только ради блага и просветания родного отеля. После неожиданной смерти мадам Селин Вилленев Десгоффе унд Таксис (Тильда Суинтон), близкой подруги Густава, консьерж, вместе со своим новым помощником Зеро Мустафой (Тони Револори), становится объектом охоты со стороны кровожадных родственников покойной. Делать нечего, приходится заметать следы, попутно разбираясь в побудительных мотивах своих преследователей… Дальше сюжет неожиданно выруливает фактически в остросюжетный детектив, где фигурируют тюрьма, побег, поиски убийцы, коварный Злодей или злодеи (Броуди с Дефо их и исполняют: Эдриен Броуди изображает психопатичного Дмитрия, сына почившей старушки, а Вилем Дефо – помощника Дмитрия, совершенно инфернального комиксо-подобного злодея-убийцы).
Впервые собрав серьёзный актёрский состав в 2001 году в фильме “Семейка Тененбаум”, Уэс Андерсон продолжает идти своей особой режиссёрской дорогой. Вот уже более десяти лет звёзды всех мастей с удовольствием соглашаются вступить в киносемью имени Уэса Андерсона, чей режиссёрский почерк стал узнаваем не только знатоками кино. Его прошлая работа “Королевство полной луны” (Moonrise Kingdom) была восторженно встречена всеми: от критиков до простых зрителей, и многие поспешили назвать этот фильм квинтэссенцией всего творчества Андерсона, который прошёл тернистый путь от статуса режиссёра-хипстера до признанного всеми мэтра. Впрочем, сам Андерсон никогда не будет считать себя таковым: он всё тот же чудаковатый хипстер, который часами будет подбирать цвет коробочки для пирожных, прежде чем остановится на розовом. В каждом своём фильме Уэс Андерсон с завидным упорством гнёт свою линию – несмотря ни на какие жизненные трудности и внешние обстоятельства, твои чувства, твои мечты и твои принципы должны оставаться непоколебимыми. Будь это мальчишка-бойскаут или образцовый консьерж мсье Густав – главный герой фильма “Отель “Гранд Будапешт”.
Кстати, о звездном составе. Я уже упомянула некоторых. Но давайте уж списочком пройдемся. Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Джейсон Шварцман, Оуэн, Рэйф Файнс, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Харви Кейтель и так далее. Почти каждый персонаж фильма – ярчайший характер, очень емко и четко выстроенный. Густав в исполнении Рэйфа Файнса – просто шедевр! Человек, живущий в своем выдуманном мире, который, однако, не ломается при столкновениях с жестокой правдой жизни. Он борется с ними своими методами, на какое-то время даже побеждает, но понятно, что выжить в этом мире ему вряд ли удастся. Элегантный, невероятно смешной, трогательный, и просто гениальный – Густав=Рэйф Файнс.
Во время работы над сценарием режиссёр вдохновлялся прозой Стефана Цвейга, писателя, любившего поразмышлять о превратностях человеческих судеб, что в полной мере находит отражение и в «Гранд Будапеште». С той важной оговоркой, что помимо житейских сальто-мортале Густава Х. и Зеро Мустафы Андерсона в не меньшей степени занимает и ситуация в межвоенный период Западной Европы, который он трогательно осмысляет посредством абсурдистского юмора и сентиментальных (само собой, не обошлось без истории любви) треволнений.
магического реализма имени Уэса Андерсона, в котором вполне правдоподобная действительность подана в едва ли не сказочных, веселых и неописуемо красивых тонах. Более точное описание создаваемой режиссером атмосферы не представляется возможным, но зрители «Королевства полной луны» прекрасно поймут, что именно имеется в виду. Стилистически «Гранд Будапешт» не просто фильм-побратим предыдущей картины Андерсона, но и своеобразное продолжение, в котором нащупанные прежде интонации и нюансировки получают развитие и художественное воплощение.
В какой-то момент выдающиеся формальные изыски подчиняют себе сюжет, но, к счастью, ненадолго. Впрочем, подобный перекос вряд ли вызовет раздражение даже у самой взыскательной публики. Режиссёр Андерсон, если вдуматься, всегда рассказывал предельно простые истории, но делал это с отменной фантазией, за которую можно было простить абсолютно всё. В «Гранд Будапеште» прощать Уэсу нечего. Можно лишь восхищаться. Ибо смешно, красиво, утонченно и просто восхитительно! Сидишь весь фильм, смотришь и улыбаешься.
РЕЗЮМЕ
Несмотря на несколько неожиданные для меня повороты в творчестве Андерсона, могу сказать, что фильм замечательный. Мне очень понравилось. Это и новый Андерсон, и прежний Андерсон, это его неповторимый узнаваемый стиль, ярчайшие, хотя и несколько не от мира сего персонажи, совершенно изумительные декорации. Здорово, просто здорово!
Судя по рейтингу на IMDB (124-е место в списке Top 250 лучших фильмов за всю историю кинематографа) и отличным сборам, зрителям фильм также очень понравился. Впрочем, среди русскоязычных отзывов временами встречаются записи из серии “Что это за комедия такая? Пришел посмеяться, а там трахают старушек, фашисты, тюрьма. Ужас, а не фильм”. Да, если идти на фильм Андерсона как на обычную молодежную комедию – можно испытать жестокое разочарование, с этим ничего не поделаешь. Просто на фильм Андерсона надо идти, как на фильм Андерсона. Вот тогда все будет просто замечательно.
А.Мэри Каннская